Информация о внедрении системы обращения с ТКО
Информация о внедрении системы обращения с ТКО
В соответствии с ч.8 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 г. №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с начала 2019 года в квитанциях жителей появилась новая строка - «обращение с ТКО». Обращение с ТКО – это необходимая всем услуга по вывозу твердых коммунальных отходов, которая всегда оплачивалась ее конечными потребителями, но ранее она входила в квитанции в состав услуги «содержание жилого помещения».
Теперь обращение с ТКО в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ относится к коммунальным услугам. Соответствующие изменения в ЖК РФ внесены ФЗ-258 от 29.07.2017г.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области является ООО «ПРИРОДА». Начисление платы производится по тарифам и нормативам, утверждённым в Оренбургской области Департаментом по ценам и регулированию тарифов (Приказ от 20.12.2018 № 240-т/о).
Региональный оператор - ООО «Природа» - поручил АО «Система «Город» производить начисление платы по коммунальной услуге «Обращение с ТКО» в Оренбурге (за исключением индивидуальных жилых домов), Орске, Кувандыке, Сорочинске, Адамовском, Домбаровском, Курманаевском, Оренбургском и Шарлыкском районах.
Начисление платы за обращение с ТКО с 01.01.2019г. отражено в квитанции АО «Система «Город» отдельной строкой. В связи с введением новой услуги проводится актуализация базы данных.
Просим Вас отнестись с пониманием к возможным неточностям в платежных документах. Создание актуальной базы данных в таких масштабах является нелегким процессом и потребует некоторого времени.
В случае возникновения вопросов по порядку предоставления услуги и ее качеству Вы можете обратиться непосредственно в ООО «ПРИРОДА».
Контактные данные:
Тел.: 8 (800) 775-84-85; 8 (3532) 45-03-57
Ниже приведены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (согласно ст. 1 Федерального закона N 458-ФЗ). К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются их сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение.
Иными словами это тот же бытовой мусор, который мы выбрасываем в мусорный контейнер (пищевые отходы, пластик, бумага и пр.)
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов (Правила 354, приложение 2, раздел II).
Количество граждан * норматив * тариф
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
По нежилым помещениям начисление производится исходя из площади нежилого помещения.
Наиболее актуальными вопросами являются:
1.Информация о количестве зарегистрированных/проживающих лиц. Если информация, отраженная в платежном документе, не соответствует фактической, эта ситуация легко исправима путем подачи заявления с приложением необходимых документов (справки о зарегистрированных гражданах по данному адресу, выданной уполномоченным органом и содержащей сведения о дате снятия/ постановки на регистрационный учет пользователей).
Это можно сделать несколькими способами:
Дистанционно:
- с помощью сервиса подачи заявлений «Заявление по ТКО» на сайте www.orenpay.ru либо «Сервис по изменению количества потребителей»;
- почтовым отправлением по адресу местонахождения АО "Система "Город". 460014, г. Оренбург, ул. Кобозева, 1а.
Очно:
- обратившись в абонентские отделы АО «Система «Город» в г. Оренбурге и г. Орске, список которых указан в разделе «Абонентское обслуживание» на сайте www.orenpay.ru;
- опустив заявление в специальный ящик для сбора заявлений по внесению изменений, адреса размещения ящиков перечислены в файле «Ящики для заявлений по ТКО
2.Применение несоответствующего тарифа для начисления платы. В части некоторых домов возможно неверное первоначальное применение тарифа (в основном по домам блокированной постройки) – вместо тарифа многоквартирных домов применен тариф индивидуальных жилых домов.
Такая ситуация возникла в связи с тем, что информации о принадлежности этих домов к какому-либо виду застройки ни в Государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ), ни в Федеральной адресной информационной системе (ФИАС) не было. Таким образом, не всегда можно определить характеристику объекта как жилого дома, многоквартирного, таун-хауса или дома блокированной застройки и т.д. На момент проведения начисления платы такая информация отсутствовала. В настоящее время совместно с поставщиком услуги и с использованием различных источников проводится активная работа по актуализации статусов домов, которую мы планируем провести максимально оперативно.
Если в Вашем доме возникла ситуация с неверным тарифом, нет необходимости каждому жителю обращаться в абонентский отдел, оформлять заявления и предоставлять документы – достаточно единичного обращения одного из жителей дома (в т.ч. через «Горячую линию» или онлайн-сервис на сайте orenpay.ru) и корректировка будет выполнена всем собственникам.
При необходимости изменения количества постоянно/временно зарегистрированных потребителей для расчета размера платы по коммунальной услуге «Обращение с ТКО» по лицевым счетам с кодом услуги 926 (указан перед номером лицевого счета) следует обращаться в ООО «Природа» по адресу: г. Оренбург, ул. Луговая, д. 1кБ.
По вопросам, связанным с начислением размера платы за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» по платежным документам АО «ЭнергосбыТ Плюс», необходимо обращаться в абонентские отделы АО «ЭнергосбыТ Плюс», адреса и режим работы которых размещены на сайте.
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.
В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
- копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
- справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
- проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
- документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
- справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
- справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
- справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
- иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Предложение о заключении и типовая форма договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области размещены на сайте ООО «ПРИРОДА».
Согласно п. 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.
При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Если собственниками помещений в МКД выбрана в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке управляющая организация, то ответственность за содержание контейнерной площадки несет управляющая организация.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Соответственно, контейнерное оборудование предоставляется управляющей организацией либо муниципалитетом (при наличии бюджетного финансирования). Жители индивидуальных домов могут использовать бесконтейнерный сбор в пакеты регионального оператора либо приобрести контейнер в собственность и обратиться в администрацию и Роспотребнадзор для определения места установки контейнера. В случае отсутствия собственной контейнерной площадки у образователя ТКО, необходимо получить письменное разрешение у балансодержателя контейнерной площадки, на которой планируется осуществлять накопление твердых коммунальных отходов.
На «Обращение с ТКО» распространяются все льготы, как и на остальные коммунальные услуги.
Льготы рассчитываются автоматически, на основе данных, которые уже есть в органах социальной защиты населения.
Жители Оренбургской области, чьи коммунальные платежи превышают 22 процента от общего дохода семьи, могут обратиться за субсидией на оплату ЖКУ.
Если собственник проживает в многоквартирном доме, то ему надо обращаться в свою управляющую организацию (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК) либо напрямую в адрес регионального оператора, если в индивидуальном жилом доме, то на горячую линию регионального оператора.
Согласно Правилам 354 (прил. I, п. 17): Обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Более точный график вывоза ТКО можно уточнить у Регионального оператора.
Услуга по обращению с ТКО оказывается с 01.01.2019 г. на всей территории, входящей в зону деятельности регионального оператора, вне зависимости от факта заключения договора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Отсутствие заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, когда обязанность по его заключению предусмотрена законом, фактически не означает, что лица, являющиеся собственниками ТКО, не могли быть потребителями указанной услуги. Услуги по обороту ТКО являются платными, и потребители данных услуг обязаны заключать соответствующие возмездные договоры с региональными операторами (ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ч. 5 ст. 30 ЖК РФ; ПП РФ от 06.05.2011 г. № 354, п.148 (1) п.148(2)).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, разрешено заключить в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (п. 148(1) Правил № 354). В соответствии с действующим законодательством, конклюдентные действия признаются поводом для заключения контракта. Лицо выражает полную или частичную готовность к установлению правоотношений не в письменной или устной форме, а в виде конкретного поведенческого акта. Между региональным оператором и жителем частного домовладения может быть заключен как прямой договор, так и договор оферты.
Услуга по обращению с ТКО с 1 января 2019 года предоставляется всем - и жителям частных домов, и жителям многоквартирных домов, и юридическим лицам. Соответственно, у них появляется обязанность оплачивать эту услугу. Обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО наступает при наличии соглашения между субъектом РФ и региональным оператором и единого тарифа на услуги по обращению с ТКО, но не позднее 01.01.2019г. (ФЗ от 29.06.2015 № 176-ФЗ).
В случае неоплаты выставленных счетов у потребителя будет накапливаться задолженность. Через несколько месяцев, если потребитель будет продолжать отказываться от оплаты, будут направлены обращения в суд о взыскании задолженности. Если и это не окажет нужного воздействия, тогда к взысканию задолженности будет подключена служба судебных приставов.
У многих жителей возникнет вопрос: а зачем переходить на новую систему? Ведь всем понятно, что стоимость новой коммунальной услуги будет выше привычного «вывоза мусора».
Сложившаяся десятилетиями и существующая на сегодняшний день в России система сбора и удаления ТКО основана на захоронении отходов на несанкционированных свалках. Лишь в небольшом количестве случаев ТКО размещаются на обустроенных в соответствии с действующими нормами полигонах. Следовательно, полигонная система захоронения отходов не выполняет требования по снижению негативного воздействия на окружающую среду и подлежит изменению.
При такой системе, когда не реконструируются полигоны и свалки переполнены отходами, решение вопросов переработки ТКО, равно как и экономии природных ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду, не представляется возможным.
Именно поэтому основная задача реформы заключается в формировании принципиально новой, современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами – системы, направленной на повышение экологической сознательности населения и создание такой инфраструктуры, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство.
Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями.
Есть и вторая причина. Она всем знакома – мусор вывозят не вовремя или не вывозят вообще. Люди жалуются, но проконтролировать работу мусоровозов сложно. Теперь за это будет отвечать конкретная организация.